
Как юристу найти клиентов?
Свои разъяснения молодому коллеге, с некоторыми сокращениями и обобщениями, я и решил опубликовать для всех коллег, задающихся тем же вопросом. И самый простой ответ: никак. Это потенциальный клиент должен найти своего юриста, и он обязательно его найдёт, но совсем не обязательно, что он найдёт именно Вас.О юридическом маркетинге, контекстной рекламе юридических услуг, продвижении юристов в соцсетях, конкуренции на юридическом рынке, и прочих мифах доинтернетной эпохи написано уже очень много, но я попробую тезисно сформулировать собственный «рецепт», который может оказаться кому-то полезным, а кому-то бесполезным, но по крайней мере, может подтолкнуть к собственным выводам. Итак:
В абсолютном большинстве случаев, Вы не можете сами найти клиента — это клиент может найти Вас. И даже если, в силу случайного совпадения, Вы вдруг окажетесь в одно время и в одном месте со своим потенциальным клиентом, то скорее всего он будет воспринимать Вас либо как потенциального работника — крепостного юриста для своей компании, либо как провокатора, каким-то образом подстроившего ту неприятную ситуацию, в которой он сам оказался.
Юрмаркетологи (простите за неприличное слово) написали огромное количество книг и статей, а так же регулярно устраивают всевозможные семинары и тренинги, с единственной целью — продать Вам свои «уникальные» советы, которые на поверку оказываются аналогичными тому, как они рекомендуют «продавать себя» производителям строительных материалов, кондитерам, или парикмахерам.
Усилиями юрмаркетологов и прочих рекламщиков, в головы многих юристов вбили мысль, что контекстная реклама в поисковых системах, а так же продвижение в соцсетях (SMO & SMM) являются панацеей и решают все проблемы привлечения клиентов.
Скажу просто: это чушь! С помощью контекстной рекламы, наверное, хорошо торговать бульдозерами, строительными материалами и подержанными автомобилями, а в соцсетях, наверное, хорошо обзаводиться новыми знакомствами, распускать и собирать сплетни, а так же размещать свои глупейшие «селфи» да фотографии собственных тарелок со жратвой…
Безусловно, даже таким способом можно вызвать всплеск обывательского интереса к любому персонажу, но даже если весь интернет будет увлечённо обсуждать и «лайкать» пикантные фото юриста, вряд-ли кто-то из читателей-почитателй станет его клиентом. О том, кого может привести подобная реклама, я уже писал здесь.

Мне довольно часто приходится сталкиваться с такими «крепостными» — корпоративными юристами, и последствиями их бесконечной лояльности своему работодателю, и чаще всего, они объясняют свои глупости тем, что они настолько боялись потерять свою работу, что согласны были лично участвовать в любых афёрах, лишь бы не перечить начальству…
Чаще всего, разрешение проблем компании, вызванной желанием директора, главбуха и начальника юротдела обойтись собственными силами в споре с правохоронителями и всевозможными контролёрами, сопровождается кардинальным изменением состава юротдела и бухгалтерии, а директор становится нашим постоянным клиентом.
Так как же клиенты находят юристов, и как решают, что это именно тот, кто им нужен?
Я уже довольно давно и весьма доходчиво описывал в статье: как клиенты находят профессионалов в интернете, но видимо та статья оказалась слишком сложной, либо закрытость раздела и боязнь регистрации и необходимости подтверждения собственной личности и образования стали препятствием в ознакомлении с ней многих потенциальных профессионалов, поэтому попробую ещё раз, и попроще:- Ищите и умножайте собственные знания и умения.
- Не ищите клиентов, а дайте им возможность самим Вас найти.
- Рассказывайте не своих политических взглядах, а о том, что Вы умеете делать.
- Не тратьте время и деньги на исполнение бессмысленных маркетинговых обрядов. Лучше потратьте их на приобретение качественных знаний и рабочих инструментов.
- Посмотрите на себя глазами своих потенциальных доверителей, отбросьте ненужную шелуху и заранее сформулируйте ответы на самые частые вопросы, которые клиенты хотят Вам задать, чтобы сделать свой выбор.
- Рассказывайте о своих делах так, чтобы даже неюристу было понятно, чем именно Вы можете помочь ему. Воспользуйтесь подсказками, данными здесь и здесь.
- Не будьте навязчивыми, не демпингуйте, не давайте несбыточных обещаний — не пытайтесь объять необъятное.
- В любом деле и в любой ситуации будьте профессионалом, не совершайте типичных ошибок.
- Думайте! Думайте сами, и делайте собственные выводы!
