
Во время одной из недавних консультаций, доверитель (моложавая женщина) вдруг заметила: «Непривычный у Вас стиль работы — в юрфирме «Х» я даже ни разу не видела того юриста, который ходил в суд по моему делу»...
Необходимое предисловие: доверитель обратилась в юрфирму «с хорошими отзывами» с проблемой взыскания убытков, причиненных судебными приставами, не вчитываясь подписала многостраничный договор и «ещё какие-то бумаги», оплатила аванс, выдала доверенность, и стала ждать обещанного результата, который оказался совсем не таким, как это было обещано.
После получения решения суда первой инстанции, менеджер фирмы заверил доверительницу, что ничего страшного не случилось и они, за её деньги, «всех порвут» в вышестоящих инстанциях, поскольку у них «хорошие позиции в Верховном суде», но вначале нужно формально пройти апелляцию и кассацию, и предложили внести следующий аванс за подготовку апелляционной жалобы, после чего она и обратилась ко мне за консультацией о перспективах её дела.
Расспросив посетительницу об истории её проблемы, мне стала совершенно очевидной вся бесперспективность её обращения в суд, просто потому, что юрологи фирмы «Х», даже не поинтересовались историей конфликта, и совершенно не знали и не учитывали (просто не спрашивали), что уже имеется преюдициальное решение, устоявшее и в апелляции и в кассации, по аналогичному иску к другому, надлежащему ответчику, а нынешний — ненадлежащий, да и сроки давности безнадёжно пропущены.
Однако, мой рассказ не о самой юридической проблеме доверительницы, а той методике работы с клиентами, которую использует юрфирма «Х» и ей подобные.
Так в чём же разница, так удивившая мою посетительницу, о которой я написал в самом начале этой публикации? Попробуем сравнить:
Нормальные адвокаты / юристы:
сами изучают и анализируют проблему доверителя,
сами определяют наличие и квалификацию спора,
сами «ставят диагноз»,
сами разрабатывают план «лечения» и сами же его реализуют.
Юрологи из фирмы «Х» и им подобные:
встречающий менеджер выясняет пожелания и ожидания потенциального клиента и всячески убеждает его в том, что он попал к лучшим специалистам, которые обязательно решат его проблему со 100% гарантией.
потенциального клиента угощают чаем / кофе, всячески нахваливают его за своевременное обращение именно к ним, попутно рассказывают о собственной крутости, и аккуратно выясняя уровень платёжеспособности посетителя, пока другой «специалист» изучает его проблему и готовит документы,
когда «клиент созревает», к разговору подключается другой менеджер или полуюрист, который начинает предлагать разные «пакеты услуг», отличающиеся объёмом и стоимостью — только консультация, составление документа, представление в суде, или «всё под ключ»,
менеджеры всячески уговаривают клиента подписать договор, а заодно и все «закрывающие» документы и внести аванс,
после получения аванса и доверенности, документы клиента передаются какому-нибудь «юристу», а сам клиент сбагривается ждать результата,
назначенный исполнителем «юрист» готовит комплект шаблонных документов в суд, исходя из информации, полученной не от самого клиента, а от своих менеджеров, то есть чаще всего не зная и не понимая всей ситуации,
в случае проигрыша, клиенту предлагают заплатить за обжалование и обещают всё «порешать» в апелляции, кассации, ВС, или ещё где-нибудь, а если тот не соглашается — сам виноват.
На всех этапах взаимодействия клиента с «юрфирмой», его всячески стараются ограничить от непосредственного общения с тем юристом, который готовит документы и/или непосредственно участвует в суде. При этом готовить документы и представлять интересы в суде могут совершенно разные люди, даже не общающиеся между собой, не говоря уже об общении с самим клиентом.
Я конечно же не собираюсь учить руководство юрфирм как им надо работать, но представьте себе, что при обращении в больницу, вас встречает менеджер, который просто заполняет карточку и передаёт его другому менеджеру, возможно даже не имеющему медицинского образования, который «на глазок» ставит вам диагноз, даёт наркоз и передаёт хирургу, который что-нибудь вам вырезает, глядя не на вас, а в ту самую карточку, которую составили ему менеджеры…
Всё это напоминает мне старый анекдот:
Приходит мужик к доктору, жалуется:
— Доктор не могу, все болит. Сюда пальцем ткну — больно, сюда пальцем ткну — больно, сюда пальцем ткну — больно.
Доктор:
— Э… батенька, да у вас палец сломан.
И это наверное было бы смешно, если бы не было так грустно, ведь по всей стране, ушлые юрологи каждый день «разводят» своих посетителей то на составление «письма генпрокурору», то на «жалобу в ООН», то ещё на что-нибудь столь же «полезное».
А самое страшное в том, что подобные «манагеры-юрологи», надувая щёки, запросто берутся консультировать дезориентированных клиентов даже по уголовным делам, умалчивая, что не могут быть защитниками, но ссылаясь на свой огромный стаж работы в каких-нибудь «органах», и могут такого насоветовать, что потом придётся очень долго и трудно разгребать совсем другим специалистам… но что-нибудь они с клиента всё-равно урвут...
Никого и ни к чему не призываю, но надеюсь, что читатели поймут разницу в подходах и сами определятся, к какому «доктору» им обращаться со своей болячкой.
P.S. Все названные и неназванные имена, названия, и прочие данные являются вымышленными, все совпадения случайны.