До начала реализации в 2023 году масштабных реформ налогообложения — введения ЕНП, ЕНС (ст. 11.3 НК РФ), налоговых уведомлений, и прочих креативных новшеств, меня вполне устраивала функциональность личного кабинета налогоплательщика-физлица (ст. 11.2 НК РФ), поскольку позволяла экономить массу времени на подачу ежегодных налоговых деклараций (3-НДФЛ) и делать это без утомительных походов в инспекцию и даже на почту — все документы можно было создать и отправить в ИФНС дистанционно.
Поначалу всё было нормально — онлайн-заполнение формы налоговой декларации за 2022 год, приложение сканов подтверждающих документов и их отправка в свою ИФНС прошла штатно, без ошибок и замечаний, но дальше начались «странности», переходящие в полное охххх… «удивление».
Оказалось, что легитимно направить в ИФНС уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (форма 1110355), через личный кабинет налогоплательщика-физлица технически невозможно, поскольку этот документ должен быть подписан ЭЦП, а вот самой возможности подписать какой-либо документ, кроме декларации, сайт ФНС попросту не предоставляет. Причём ни с помощью виртуальной ЭЦП генерируемой непосредственно на сайте, ни с помощью собственной УКЭП и внешних сервисов.
Отправка файла налогового уведомления через сервис «обратиться в налоговый орган» всё того же личного кабинета оказалась безрезультатной. Точнее и документ доставлен и ответ получен, но само уведомление не принято, в связи с отсутствием той самой электронной подписи, которую просто невозможно прикрутить к отправляемому документу.
Пришлось по-старинке везти в ИФНС налоговое уведомление на бумажке...
Однако, сама ситуация с таким дремучим уровнем взаимодействия между налоговым органом и налогоплательщиком, показалась мне совершенно неприемлемой в 21-м веке, и я изложил свои замечания и предложения в обращении в руководителю ФНС РФ, которое тоже пришлось отправлять обычным письмом, поскольку система обращений в налоговые органы на сайте самой ФНС, не знает такого адресата и отправить через этот сайт что-либо в центральный аппарат фискального ведомства невозможно.
В полученном мной (обычной почтой) ответе, ИО начальника Управления интерактивных сервисов ФНС РФ, полностью признала все мои доводы, но констатировала, что в настоящее время, необходимые адвокатам, нотариусам и другим лицам, занимающимся частной практикой, функции и сервисы, на сайте ФНС не реализованы, но заверила, что мои предложения «будут изучены профильными специалистами при дальнейшей модернизации интернет-сервисов налоговых органов».
Моя переписка с чиновниками ФНС в приложении, и я очень надеюсь, что эти вопросы будут оперативно решены — как-никак на дворе 21-й век, цифровизация шагает по стране семимильными шагами… хотя, как мне показалось, на самом деле никому до нас нет никакого дела, и ждать придётся очень до-о-о-лго. Так что коллеги, пишите письма!
* Титульное изображение сгененрировано нейросетью Picsart под чутким руководством автора.