К международному дню прав человека (10 декабря) я ответил на некоторые вопросы корреспондента еженедельника «АиФ в Кузбассе» Анны Городковой, но в силу ограниченности объёма печатного издания, первоначальный текст интервью уместился не полностью, но на страницах Праворуба я размещаю его полную версию. 

* * * * * 

Адвокат Морохин раскрыл, как бороться за свои права

10 декабря отмечается Международный день прав человека, установленный в память о принятии Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека. Адвокат Иван Морохин рассказывает kuzbass.aif.ru, какие права людей чаще нарушают, как их защитить и почему услуги юристов такие дорогие.

Жаловаться на санитарку надо не министру

Какие, по вашему мнению, права людей нарушаются чаще всего? За что людям чаще приходится бороться?

— У разных людей и в разных жизненных ситуациях могут быть нарушены самые разные права, это очень индивидуально — кому-то необоснованно отказали в назначении пенсии или не учли периоды трудового стажа, кому-то вместо качественной вещи, заказанной на маркетплейсе, прислали негодный товар, а кому-то беспочвенно вменили неуплату НДС, потому что не его самого, а его контрагента признали недобросовестным.

Куда людям обращаться, когда их права нарушили?

— В зависимости от сути самой проблемы нужно использовать и соответствующие ей средства исправления ситуации.

Если вас обманули в магазине и решить проблему на месте не удалось, можно пожаловаться в Роспотребнадзор, если управляющая компания вашего дома не выполняет свои обязанности — можно жаловаться в Госжилинспекцию, а если ваши права нарушаются в сфере образования — в Рособрнадзор. Сейчас обращения в большинство контролирующих органов можно направлять дистанционно, через портал Госуслуг.

Вообще, если есть возможность избежать обострения и решить дело миром — лучше не доводить дело до суда, а постараться договориться. Конечно, договариваться лучше не с продавцом или менеджером, а с тем, кто реально принимает решение, и иногда, директор компании может исправить ситуацию лучше и быстрее любого суда.

Люди часто пишут главе Следкома Александру Бастрыкину или в областную прокуратуру в надежде, что их проблемы решат. Насколько, по-вашему, действенна такая схема? Почему надо постучаться в область или выше, чтобы проблему решили на месте?

— Некоторые наши сограждане искренне верят, что если написать сразу «на самый верх», то их проблема решится каким-то чудесным образом, но на самом деле такое обращение, скорее всего, просто перешлют туда, куда оно и должно было быть адресовано с самого начала.

Нужно понимать, что любое ведомство имеет иерархическую структуру, и, к примеру, министр здравоохранения просто не будет рассматривать жалобу на работу санитарки в районной поликлинике. Это не его уровень и не его компетенция. Другое дело — когда первичные обращения оставлены без ответа или проблема остаётся нерешенной, вот тогда и нужно жаловаться руководству на тех чиновников, которые не хотят нормально работать.

Ну а если жалобы чиновникам всё-таки не помогают, придётся обжаловать их действия уже в суд, хотя конечно, это уже самый сложный и непредсказуемый вариант.

Юридическое «самолечение» — зло

Можно ли самому без юриста бороться за свои права, особенно когда нет денег?

— Конкретные проблемы могут быть очень разными, соответственно, и варианты их решения могут быть как простыми и очевидными, так и крайне сложными. Главная проблема состоит в том, что абсолютное большинство граждан просто не в состоянии адекватно оценить реальную сложность своей ситуации, то есть поставить себе правильный «диагноз», без которого эффективное «лечение» попросту невозможно.

И если проводить некую аналогию между работой юриста и врача, то простое покраснение кожи на руке может быть проявлением внешнего воздействия при купании, может быть аллергической реакцией на некачественный свитер, а может быть первым симптомом онкологического заболевания, и одной «волшебной таблеткой» эту проблему не решить.

Юридическое «самолечение» — безусловное зло, и, к сожалению, мне регулярно приходится сталкиваться с печальными последствиями того, как люди сами себе ставят неверный «диагноз» и пытаются сами себя «лечить», а в итоге только усугубляют свои проблемы и очень часто «прозревают» только тогда, когда все инстанции уже пройдены, дело безнадёжно проиграно, и даже у самого лучшего профессионала просто не остаётся возможности помочь такому клиенту.

Именно такие самонадеянные и «бережливые» клиенты, сами загубившие свою ситуацию, чаще всего становятся жертвами мошенников, обещающих решить любую проблему и гарантирующие положительный результат, даже когда его не может быть в принципе. За помощью всегда нужно обращаться к реальным профессионалам, а не шарлатанам.

Безусловно, для пенсионеров и других льготников, есть возможность обратиться в государственное юридическое бюро, сотрудники которого, в предусмотренных законом случаях, могут оказать помощь и бесплатно, а по уголовным делам, подозреваемым и обвиняемым, следователь даже обязан обеспечить участие адвоката по назначению, и в случае оправдания или прекращения уголовного дела по реабилитирующему основанию, оплачивать эту юрпомощь не придётся.

Из чего складывается цена на услуги юриста или адвоката? Почему они чаще всего недешёвые?

— Работа адвоката — это не конвейер с заранее установленной «нормой выработки», а чаще всего — анализ конкретной ситуации (часто с неполными данными и неочевидными факторами), выработка стратегии и тактики её решения и сама реализация плана решения проблемы доверителя. Это «игра» посложнее шахмат, тем более что условия и правила могут стремительно меняться уже в ходе начавшейся «партии».

Для того, чтобы ориентироваться в такой динамике, юристу нужно иметь не просто базовое высшее образование, а постоянно учиться и нарабатывать практический опыт и профессиональную смекалку, без которых его действия могут оказаться слишком легко просчитываемыми и малоэффективными.

Стоимость юрпомощи не может быть копеечной, но ведь и стоимость проигрыша обычно тоже далеко не символическая — сколько стоит потеря жилья? В какую цену оценить утраченное на вредном производстве здоровье? Сколько стоит каждый день, проведённый за решёткой? В каждом случае доверитель должен себе задать свой вопрос.

Врезка. Сколько стоят услуги адвоката/юриста в Кузбассе?

Стоимость юридической помощи у каждого разная и зависит от многих факторов (сложность конкретного дела, срочность, острота конфликта, количество участников, территориальная удалённость и т. д.).

По данным Адвокатской палаты Кузбасса, рекомендованные минимальные ставки вознаграждения, например, такие:

  • Устная консультация без изучения и анализа документов — от 2-4 тыс. руб.;

  • устная консультация с анализом документов — от 4-8 тыс. руб.;

  • составление иска, ходатайства, заявления без анализа документов — от 7-14 тыс. руб.;

  • изучение материалов дела, протоколов суда — от 12-24 тыс. руб.;

  • подготовка к суду — от 14-28 тыс. руб.;

  • представление интересов доверителя в суде — от 16-40 тыс. руб.;

Как снизить риски при покупке жилья?

Сейчас время процветания мошенников и время, когда люди могут легко лишиться квартиры. Как защитить себя от пенсионерок, которые согласны на любые экспертизы до сделки, а потом оказываются «обмануты» и забирают обратно свое жильё?

— Да, проблема действительно существует, и я надеюсь, что уже скоро будет решена как на законодательном, так и на высоком правоприменительном уровне.

Но даже сейчас покупатели могут существенно снизить риски, если будут соблюдать простые правила: страховать титул своего приобретения (титульное страхование — это защита от потери права собственности на недвижимость, которая покрывает финансовые убытки в случае признания сделки недействительной — Ред.), отказываться от расчётов наличными, использовать аккредитив с отсрочкой выплаты продавцу только после фактического исполнения всех условий договора, подтверждать наличия у продавца другого жилья и другое.

Также можно лишиться жилья, если купить его у фирмы, которая обанкротится в течение трёх лет после сделки. Как себя обезопасить тут?

— При любых сделках с недвижимостью, да и не только недвижимостью, всегда нужно анализировать как условия самой сделки, так и многие другие факторы — историю самого объекта, репутацию продавца, соответствие продажной цены рыночной стоимости имущества. Желательно привлекать к сопровождению таких сделок именно юристов, а не полагаться только на словесные заверения риэлторов.

В любом случае не должно быть никакой спешки и неясностей. Если продавец «юлит» и торопит, от сомнительной сделки лучше отказаться, чем подвергать себя неоправданному риску.

Вы работаете с экономическими делами. Как вы считаете, в период, когда угольный кризис в Кузбассе не спешит завершаться, экономических преступлений становится, станет больше? Как могут страдать от этого кризиса простые люди с точки зрения права?

— Я бы не стал напрямую связывать угольный кризис и рост числа экономических преступлений. Сокращение рабочих мест и проблемы с выплатой зарплаты в угольной отрасли, скорее, могут спровоцировать рост корыстно-бытовых преступлений, а также различных злоупотреблений в случае банкротства угольных предприятий, но в любом случае это не повод для нарушения закона.

Досье

Иван Морохин, адвокат по гражданским делам и экономическим преступлениям. Родился в Кемерове в 1967 году. В 1984 году окончил Уссурийское Суворовское военное училище, в 1988 — Омское высшее общевойсковое командное училище, в 1998 — Кемеровский государственный университет. Военный пенсионер и адвокат с 2000 года.

Вынос: Со сделками с недвижимостью особенно не стоит торопиться.

Подпись к фото: Основная часть работы юриста/адвоката — это не составление «типовых документов» или «судоговорение», а сложный мыслительный анализ.

Анна Городкова

* * * * * 

Какая из версий лучше — решать читателям. 

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Скан печатной версии​ статьи390.1 KB
Ссылка на оригинал

Да 62 62

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Стрижак Андрей, Климушкин Владислав, Евсеев Дмитрий, alexus42rus, Гурьев Вадим, Петров Станислав, Чикунов Владимир, Шуполовский Михаил, Мануков Михаил, Безуглов Александр, Ларин Олег, Архипенко Анна, Чамуха Андрей, Вилисова Елена, Хохлов Дмитрий, +еще 1
  • 15 Декабря, 06:28 #

    Уважаемый Иван Николаевич, про «юридическое самолечение» жестко, но правильно!

    +12
  • 15 Декабря, 07:45 #

    Уважаемый Иван Николаевич, отличное интервью, были охвачены действительно актуальные и проблемные темы и соответственно получены честные, исчерпывающие ответы!
    Возможно, данное интервью поможет открыть глаза некоторым читателям относительно стоимости услуг и так называемого «самолечения»!
    С удовольствием прочитала Вашу публикацию!

    +11
  • 15 Декабря, 08:56 #

    Все четко и по делу!

    +9
  • 15 Декабря, 09:45 #

    Хорошее  интервью. Скан газеты красочный. Угольный кризис по карману клиентов-кузбассовцев ударил, косвенно и нас коснулся. 
    Очередное напоминание массам про негативные последствия самолечения лишним никогда не будет. Был бы толк.
    Но, Иван Николаевич, как-то Вы в этот раз дистанцировались от своего детища — Праворуба. Это еще почему, коллега? ))

    +12
    • 15 Декабря, 10:05 #

      как-то Вы в этот раз дистанцировались от своего детища — ПраворубаУважаемый Дмитрий Александрович, это не я дистанцировался, а редакция еженедельника посчитала недопустимой рекламой упоминание Праворуба, хотя в самом первом варианте моих ответов ссылки на материалы нашего портала были, хотя и объём статьи при этом был гораздо большим :P

      +12
  • 15 Декабря, 11:01 #

    Уважаемый Иван Николаевич, всё верно. Единственное, ни одна консультация, ни одно изучение документов, ни один правовой анализ ситуации и документов, как предлагают юристам без статуса адвоката Чуйченко и Володина (и иже с ними), абсолютно бесполезны без опыта судебного представительства, тем более, что практику в судах мы формируем сами.

    А так интервью отличное.

    +4
  • 15 Декабря, 11:56 #

    Уважаемый Иван Николаевич,  Как коллега-адвокат скажу так: интервью получилось очень “земное” и полезное  без пафоса и без сказок про «мы сейчас напишем жалобу, и всё решится» в наше время это очень важно!

    Особенно понравилась мысль про то, что жалоба должна идти по адресу, а не “на самый верх” из надежды на чудо. Люди часто тратят месяцы на письма “министру” или “Бастрыкину”, а потом удивляются, что им просто пересылают всё обратно вниз….

    Это не потому, что «их игнорируют», а потому что так устроена система: сначала  профильный орган и нормальная фиксация проблемы, потом контроль и обжалование, если не сработало.

    И очень точное сравнение с медициной: самодиагностика в праве почти всегда заканчивается хуже, чем кажется в начале. Не потому что человек “глупый”, а потому что он не видит всей картины: сроки, порядок, доказательства, риски. В итоге часто приходят к юристу уже тогда, когда “поезд ушёл”, и это самая обидная часть нашей работы.

    В целом, хороший материал именно для обычных людей: объясняет, что права защищаются не эмоциями и не громкими адресатами, а последовательными шагами — и что иногда самый умный ход это не “воевать”, а вовремя договориться с тем, кто реально принимает решение!

    спасибо! Это очень качественный материал!

    +14
    • 15 Декабря, 12:29 #

      Уважаемый Михаил Меликович, благодарю за внимание, понимание и поддержку! (handshake) 
      К сожалению, большинство наших доверителей не видят разницы между «сказал» и «доказал», не понимают сущности и стадийности процесса, вследствие чего допускают фатальные ошибки, а если при этом ещё и надеются на помощь всевозможных ИИ-помощников, не понимая их ограничений и не в состоянии даже правильно поставить им задачу, становится совсем грустно :(

      +13
  • 15 Декабря, 12:04 #

    Уважаемый Иван Николаевич, здравствуйте!(handshake) Прочитал Ваше интервью с большим вниманием. Вы затронули важные вопросы, касающиеся защиты прав граждан в современной России, и дали на них исчерпывающие ответы. Особенно ценно, что Вы сделали акцент на необходимости обращаться к специалистам для решения сложных юридических проблем. Ваша аналогия с врачом и «юридическим самолечением» очень точна и наглядна. Действительно, попытки самостоятельно разобраться в сложных правовых вопросах часто приводят к плачевным результатам, и в итоге человек теряет время и деньги. Ваши слова о формировании цены на услуги юриста также точны. Вы справедливо отметили, что работа адвоката — это не конвейер, а сложный процесс, требующий глубокого анализа и индивидуального подхода.
    Ваше интервью — это ценный вклад в повышение правовой грамотности граждан. Успехов Вам в дальнейшей работе!

    +12
    • 15 Декабря, 12:22 #

      Уважаемый Александр Александрович, благодарю за внимание к публикации и понимание важности правового просвещения граждан, многие из которых считают юристов этакими «Гарри Поттерами», не понимая сущности нашей работы (handshake)

      +11
      • 15 Декабря, 17:04 #

        Уважаемый Иван Николаевич, очень содержательное и интересное интервью… А про Гарри Поттеров вспомнилось сразу, как после выхода сериала Плевако, доверитель всерьез спросил: «А почему вы в конце речи не сказали: „Вуаля!“?»

        +10
  • 15 Декабря, 16:41 #

    Присутствие адвоката в средствах массовой информации дает дополнительные бонусы в клиентской работе. Мне нравится, что Вы непрерывно развиваете свою юридический бизнес — сайт, конференции, интервью. Только недавно понял как это важно.

    +10
    • 16 Декабря, 04:39 #

      Уважаемый Владимир Юрьевич, да, Вы правы — адвокату просто необходимо присутствие в инфополе, чтобы его доверители, оппоненты, да и судьи, были уже заочно знакомы и уровень взаимодействия и взаимопонимания был более профессиональным ;)

      +13
  • 15 Декабря, 19:31 #

    Уважаемый Иван Николаевич, отличные рекомендации. Прочитал с большим интересом, спасибо что делитесь опытом.

    +10
  • 16 Декабря, 08:33 #

    Основная часть работы юриста/адвоката — это не составление «типовых документов» или «судоговорение», а сложный мыслительный анализ.Уважаемый Иван Николаевич, уникальность работы адвоката (юриста) заключается и в том, что можно дома лежать на диване и полноценно работать — думать и придумать. А можно целый день пробыть в офисе и не сделать ничего.

    +9
    • 16 Декабря, 08:41 #

      Уважаемый Андрей Валерьевич, как же точно подмечено!(Y) Заскриню Ваш комментарий и супруге покажу, а то она думает, что я когда «диван лежу», я это делаю от лени, а я всегда говорю, — я, вообще-то, думаю!:D

      +10
    • 16 Декабря, 08:44 #

      Уважаемый Андрей Валерьевич, я абсолютно с вами согласен, но проблема в том, что нашим доверителям, да и вообще — большинству граждан, это не видно и непонятно, в том числе и то, «а за что я тогда плачу?» (giggle) 
      Вот поэтому-то и нужно иногда объяснять, а иногда и предлагать доверителям самим попытаться что-то написать, чтобы потом вместе с ним посмеяться над результатом, и чтобы доверитель немного «прозрел» ;)

      +10
  • 16 Декабря, 09:39 #

    Уважаемый Иван Николаевич, Полно, ясно и строго по делу. Замечательная публикация. Особенно  про профессиональную смекалку, она дорогого стоит

    +7
  • 16 Декабря, 10:55 #

    Уважаемый Иван Николаевич, какая из версий интервью понравилась? А каждая по своему. Версия для печати очень хорошо настроена на гражданина, который открыл газету и бежит по ней взглядом, читая между делом где-то в поезде или в парке. Версия для сайта хорошо подходит профессионалам, которые хотят, чтоб гражданин их понял, ну очень надеются на это. Профессионал И.Н. Морохин в любом случае выглядит крепко, понятно и явно является знатоком. Корреспондент Анна Городкова выглядит — ну классно так выглядит! (Y)

    +7
  • 16 Декабря, 14:01 #

    Уважаемый Иван Николаевич, с любопытством почитала публикацию, было интересно, спасибо)

    +5
  • 17 Декабря, 16:53 #

    Уважаемый Иван Николаевич, очень правильная беседа с журналистом. Хотелось бы, чтобы Ваше интервью прочло как можно больше обыкновенных людей.
    Со своей стороны Вы «подметаете свою сторону улицы» даже больше чем реально возможно.

    Тут как-то с выпускниками ВУ общался недавно, поразительно, но люди с высшим образованием больше пяти строчек в тексте (надо отдать должное, не все, а общий фон) не прочитывают.
    Это у нас такой диалог возник, взял на себя ответственность популяризировать право в народ, какие-то элементарные вещи житейского плана, кому-то интересно.

    У Вас масштаб влияния, если взять только это интервью — вся область, а публикация здесь, как минимум, территория нашей страны.

    +8
    • 18 Декабря, 06:16 #

      Уважаемый Вадим Иванович, в интернете нет региональных границ и расстояний — я уже давно работаю с доверителями со всей страны, и не только нашей, так что по-возможности, нужно просвещать людей, чтобы наши потенциальные доверители хотя бы представляли себе куда им идти и чего ожидать на самом деле, а не строить себе невероятные «воздушные замки» ;)

      +9

Да 62 62

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Полная версия интервью адвоката Морохина для еженедельника "Аргументы и факты" Кузбасс» 5 звезд из 5 на основе 62 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Москва, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая инженерия. Налоги и налоговые преступления. Банкротство. Субсидиарка. AI и КИИ. Telegram: @fishchuk_pravo | Вся Россия
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Яндекс.Метрика